датчик температуры двигателя

Температурным датчиком автомобильной жидкости для охлаждения двигателя (в народе также называют термодатчик, термостат, терморегулятор, хотя это не совсем верно) называется техническое устройство, передающее данные о температуре охлаждающей жидкости для двигателя автомобиля на контрольную панель водителя. Также функциями термодатчика является автоматический запуск вентилятора системы охлаждения радиатора и подача сигнала (мигающая лампочка, звуковой сигнал) контроля перегрева мотора. Автомобильные датчики, реагирующие на температуру жидкости охлаждения разделяются на два типа, есть терморезисторные, действующие на полупроводниковых резисторах, и термобиметаллические (электромеханические), использующие биметаллические пластины. Принцип работы этих типов датчиков не имеет принципиальных различий, отличаются они по конструкционным особенностям.

Терморезисторные датчики, применяющиеся в автомобильных терморегуляторах, состоят из основного корпуса, с расположенном в нём чутко реагирующим элементом (терморезистор), удерживаемый пружиной на поверхности корпуса. В качестве элемента применяется полупроводниковый резистор, изменяющий электрическое сопротивление от температуры жидкости. Для этих термодатчиков характерен немалый диапазон погрешности. Большое влияние на это имеет то, что электрическая цепь, проходящая через корпус термодатчика и соединительную резьбу с мотором, так же имеет сопротивление, которое плюсуется и записывается контроллером. Такой разброс в показаниях термодатчика является недопустимым для инжекторных двигателей, так как неверные показания могут привести к аварийной ситуации. По этой причине в терморезисторных датчиках, применяющихся в системе управления мотором, имеются два выхода, соединенных с полупроводниковым резистором, что позволяет избежать погрешностей.

Термобиметаллические датчики изготовляются из корпуса внутрь которого встроена биметаллическая пластинка с двумя контактами. Двухслойная биметаллическая пластина содержит в себе два слоя-пластинки из металлов имеющих различный температурный коэффициент расширения. Одна пластинка выполнена из инвара (сплава железа с 36 % никеля) и имеет маленький коэффициент линейного расширения (КЛР), а вторая пластинка (стальная) имеет большой КЛР. При повышении температуры жидкости одна пластина расширяется быстрей второй, она выгибается, замыкает электрическую цепь и подаёт сигнал в систему управления. Проверить термобиметаллический датчик несложно, для этого необходимо постепенно нагревать его и проводить замеры сопротивления.

Датчик температуры двигателя

Испытание термодатчиков, применяющихся для автомобильных двигателей, требует применения специального оборудования для диагностики. Если диагностическая аппаратура отсутствует, то имеется возможность произвести замеры сопротивления в жидкой среде при разных температурных режимах, собрав для этого несложную электрическую схему. Например, обследование терморизисторных датчиков может осуществляться путём нагрева его в какой-либо ёмкости с жидкостью и замера сопротивления с помощью электрического омметра. Изменение сопротивления термодатчика, при изменении при температуры жидкости от 40 градусов до 120, должно меняться в границах от 450 Ом до 50 Ом.

 

Темпе-
ратура, °С
Сопротивление, кОм
  минимальное Номинальное максимальное
-40 83,76 100,71 117,7
-35 60,59 72,46 89,41
-30 42,29 52,68 64.55
-25 32,68 38,69 47,08
-20 24,34 28,68 34,68
-15 18,29 21,45 25,78
-10 13,85 16.18 19,34
— 5 10,57 12,30 14,62
0 8,14 9,42 11,15
5 6,32 7.28 8,57

Датчик температуры двигателя

Без рубрики .