Рассмотрим принцип ремонта стартеров автомобиля на примере электростартера Фирмы «Элтра» маркировки 6441.3708., также нам понадобится некоторое оборудование для проверки электрической части стартера.
Стартер является редукторным, с обмотками возбуждения. Сперва открутим гайку крепления шунта катушек возбуждения, от болта втягивающего реле.
Затем откручиваем 3 винта крепления втягивающего реле.
Снимаем втягивающее реле со стартера.
После чего отвинчиваем два винта задней крышки и снимаем ее.
Снимаем штопорную шайбу с якоря.
Откручиваем гайки крепления щеткодержателя.
Затем отвинчиваем два стяжных болта стартера и снимаем заднюю крышку.
При помощи крючка освобождаем щетки и удаляем щетки из щеткодержателя и снимаем щеткодержатель.
При ремонте стартера нужно проверить наличие люфтов и износов передней втулки стартера, куда выходит вал бендикса .
А также необходимо проверить состояние щеток и задней втулки задней крышки стартера.
Далее выкручиваем контргайку оси вилки и откручиваем ось.
Снимаем якорь с редуктором и бендиксом из передней части стартера.
Разделяем якорь и редуктор. Осматриваем состояние шестеренок редуктора и втулки передней части вала якоря.
Дальше можно приступить к проверке электрической части стартера. Для этого нам понадобится дефектоскоп.
Для проверки, стартер необходимо уложить на приемную катушку дефектоскопа и коснутся щупом к корпусу стартера и по контрольной лампе проконтролировать контакт корпуса стартера с приемной катушкой.
Далее щупом касаемся шунта, щеток и других частей обмотки возбуждения, определяя исправность по контрольной лампе. Если лампа не загорается значит изоляция стартера исправна.
Для проверки якоря, устанавливаем его на приемную катушку дефектоскопа. Проверить состояние контакта между якорем и катушкой. Также коснутся щупом контактных пластин коллектора для проверки целостности их изоляции, по загоранию лампы контролировать их состояние.
Кроме того нужно проверить наличие замыкания и обрыва в обмотке якоря, это можно выполнить только при помощи дефектоскопа, так-как обмотки имеют малое сопротивление и соединены между собой. Применение в этом случае мультиметра или альметра бесполезна.
Для проверки втягивающего реле необходимо проверить состояние удерживающей и втягивающей катушек. Для проверки втягивающей катушки нужно проверить сопротивление между выводом для подключения провода от зажигания и болтом для подключения шунта обмоток возбуждения электродвигателя стартера.
Для проверки удерживающей катушки нужно проверить сопротивление между выводом подключения зажигания и корпусом втягивающего реле. При исправности обмоток сопротивление первой примерно 1-1.5 ома., второй 2-2.5 ома.
Для замены бендикса надо сдвинуть упорное кольцо в сторону бендикса, и удалить из под него штопорное пружинное кольцо. После чего снять кольцо и бендикс с якоря и заменить. Перед установкой бендикса вал смазывается моторным маслом.
Сборка производится в обратном порядке. Моторным маслом смазывается передняя часть вала входящая в переднюю втулку а так-же задняя часть вала.
Место хождения вилки смазывается консистентной смазкой типа солидол.
Также при ремонте редукторных стартеров заменяется смазка в редукторе.
После сборки стартера необходимо проверить свободность вращения вала якоря. А также отрегулировать выход бендикса поворотом оси, бендикс не должен доходить до упорной шайбы 4.5-5мм., при этом контактные болты втягивающего реле должны быть замкнуты.
Далее нужно проверить работоспособность стартера с помощью стенда или аккумулятора.